Овербукинг авиабилетов — что это?

«Извините, но для вас нет места в самолете, мы сожалеем»

С такими словами часто начинается первое знакомство с термином «овербукинг» (англ. overbooking), означающим «чрезмерную забронированность» или «перебронированность».

На самом деле это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Даже полезно.
Суть проста – авиакомпания продала больше билетов, чем было мест на самолете.

Овербукинг

 

Обычно, когда мы слышим такое, мы сразу начинаем возмущаться, типа «как же так, я же заплатил и место должно быть закреплено за мной!». Все чуть сложнее. Представьте, у вас есть 100 мест по $100 каждое. Когда вы продаете их все, по статистике, скажем, 10 человек стабильно опаздывает или просто не приходит на рейс. В основном это бизнесмены. Но, т.к. цена средняя по рынку, продать все 100 билетов трудно и обычно летит всего 70 (или 50) человек, из которых 7 не приходит. В результате вы гоняете полупустой самолет и получаете мало прибыли.
Был придуман хитрый ход – продавать больше билетов по меньшей цене. Скажем 110 билетов, но уже по $90 каждый. Цена оказывается ниже рынка, вы продаете больше билетов, людям нравится, что билеты дешевле, а сервис такой же. Вместо 70 человек билеты покупает в среднем уже 90, самолет летит почти с полной загрузкой. Ваша прибыль увеличивается. Иногда продаются все 110 билетов, но так как 10 человек обычно все равно не появляются на рейсе – никаких трудностей не возникает. Все счастливы.

Крайне редко происходит так, что приходит 103 человека. Под «крайне редко» я понимаю менее 1% случаев. Почти 300 перелетов за плечами — овербукинг случился два раза.
Когда это случается, начинается самое интересное, непонятное, но в конце, как правило, приятное.

Есть три варианта развития событий:

  1. Вы летите вашим рейсом в случае, если будут свободные места по окончанию регистрации.
  2. Вы летите следующим рейсом
  3. Вы летите на следующий день

Как правило, события развиваются по первому варианту. Выглядит это следующим образом – при регистрации вам сообщают, что вы в «листе ожидания» и должны подойти к начальнику смены сразу после окончания регистрации (за 40 минут до вылета) без очереди. Дальше, если оказывается что кто-то все же не пришел, вас быстренько сажают на самолет без очереди.
Минусов два – 1) до последнего момента не ясно, полетите ли вы; 2) если такие да, то вы гарантированно пролетаете мимо дьюти-фри.

Плюс в том, что Вас обычно сажают в бизнес-класс и отпаивают шампанским в счет причиненных неудобств 😉 Что определенно приятно и позитивно 😉

Если вы не летите своим рейсом – вам так же бесплатно дают билет на следующий рейс и, в случае существенной задержки – талон на еду.

Когда следующий рейс возможен только на следующий день, вас бесплатно разместят в хорошей гостинице, накормят ужином и.т.д.
В Америке, кроме всего прочего, вы можете получить ваучер на $200, который можно будет использовать для покупки любых билетов в дальнейшем

Все расходы, связанные с задержкой, авиакомпания, естественно, возьмет на себя, включая покупку вам носков и бритвы, если в этом будет необходимость.

При любом раскладе вас постараются перевести в бизнес-класс, что определенно позитивно!

(с) Александр Андреев для TripSchool.ru

Комментарии: